15.04.2015

Среда



Джипы грязи не боятся или 200 км по пустыне Mojave.

Будильник прозвенел в 4:15, но Александр проснулся раньше и уже успел принять душ. Диана быстро приготовила скромный завтрак и вскоре мы помчались по автобану. Сегодня мы направлялись в загадочное и опасное место, которое находится довольно близко к Лас-Вегасу. Мы собрались исследовать  пустыню Mojave. Подготавливаясь к поездке, Александр запланировал расположиться в Лас-Вегасе и уже оттуда предпринимать дневные вылазки для изучения окрестностей. Если о многих достопримечательностях, например, таких как Долина Огня, Долина Смерти, плотине Гувера, на русскоязычных форумах было написано очень много, то о пустыне Мохаве информации почти нет. Ну конечно, что может быть интересного в пустыне?! В интернете Александр нашёл сайт одного путешественника-любителя, который живет в Лас-Вегасе, а в свободное время выезжает на природу и пишет отчёты с фотографиями. Изучая его отчёты и фотографии, Александр понял, что в пустыне Мохаве действительно «ловить» особо нечего. Тем не менее, несколько интересных мест, заслуживающих внимание, были найдены. Как оказалось, через пустыню проходит знаменитая Mojave Road  (Мохаве роуд), хорошо  известная среди водителей внедорожников 4х4. Дорога Мохаве славится своей труднопроходимостью, а пустыня непредсказуемостью. У некоторых американских байкеров и драйверов, есть даже мнение, что только после прохождения дороги Мохаве, мужчина может считаться настоящим водителем, которому неофициально присваивается особый статус супердрайвера. До начала маршрута, который начинался около съезда c Interstate 15 на Afton Road  (35.072691, -116.410304), мы ехали около двух часов. 



Убедившись, что проезд по дороге открыт, Александр смело повёл джип вглубь пустыни. Правда, через несколько минут он остановился, вышел из машины и положил в салон 3 красивых больших камня лежавших недалеко от обочины. 
«Это ещё зачем?» спросила Диана. Александр не хотел сразу раскрывать все секреты, поэтому просто сказал, что это нужно для балласта. Вообще, за всё время поездки, Диана понятия не имела, куда её везёт Александр. Знала лишь примерное направление, а какие сюрпризы её поджидают в течение дня, Диана даже и представить себе не могла. Впрочем, о сюрпризах не знал никто. Александр тоже знал лишь о точках, которые хотелось найти и исследовать, а Диана полностью доверила прокладывание маршрутов Александру. Кстати, иногда Александр даже завидовал Диане по этому поводу. Подыскивая точку, Александр уже видел фотографии или описание маршрута. Когда цель была достигнута, а от красоты шла кругом голова, мы говорили «Вау!», только у Дианы это «Вау!!!» было немножечко побольше. Примерно такая же ситуация была и на этот раз. Когда мы подъехали к первой преграде, Диана никак не ожидала, что это будет болото. 
«Болото в пустыне это круто!» сказала Диана. Александр успокоил её, что в интернете, в путеводителе по дороге Мохаве, говорилось всего о двух водных преградах. Если эти преграды будут преодолены, то потом ничего страшного не будет. В путеводителе подчёркивалось, что особенно легко эти водные преграды можно преодолеть тогда, когда долгое время не было дождя или же летом, когда вообще стоит жара. Ещё задолго до поездки Александр начал просматривать погоду в окрестностях Лас-Вегаса и знал, что дождя не было как минимум месяц. Встретившаяся на пути большая лужа, которую преодолели без проблем, была ошибочно принята Александром за первую преграду.







Примерно через 20 метров джип достиг места, где колея растворялась в водоёме. На карте этот водоём был обозначен как река Мохаве.






Выйдя из машины, наш водитель, рискуя намочить ноги, оценил глубину воды, а также твёрдость почвы. Водоём был довольно глубокий, дна не было видно, а в прозрачной воде плавали рыбки. После некоторых раздумий, Александр решил направить машину немного правее дороги. Тем более что там явно были различимы следы от колёс таких же отчаянных смельчаков. Сначала джип хорошо рванул в самую жижу, но почти сразу потерял скорость и плавно остановился, не доехав до твёрдого берега метров 5. «Так, весёлое начало!» подумал Александр. Предприняв робкие попытки вывести машину, Александр быстро оставил их, чтобы джип не засел в болоте ещё сильнее. В голове Александра пронеслись страшные мысли, что на этом их поезда и закончится, не успев толком начаться. Сразу представились картинки, как их машину будет эвакуировать национальная гвардия. От мысли, что такая спасательная операция «выльется в копеечку», Александра бросило в холодный пот и перехватило дыхание.  Когда открыли дверь, чтобы глотнуть свежего воздуха, мы увидели, что вода почти достигла уровня порога, а голодные комары тут же набросились на нас, словно только и ждали, пока мы застрянем. Тем не менее, Александру не оставалось ничего другого как закатать штаны, обуть новые сандалии и шагнуть в вонючую жижу. Свежий утренний воздух, холодная вода и укусы кровососов окончательно прогнали все мрачные фантазии и голова начала стремительно соображать, что делать. Александра сразу успокоило то, что дно было довольно твёрдым, а глубина не доходила и до колен. Первым делом он усадил Диану за руль, попросил попробовать выехать задним ходом. Сам же попытался слегка подтолкнуть машину руками, наивно переоценивая свои физические возможности. Конечно же, джип не поддался таким уговорам, а вместо этого из-под колёс полетели фонтаны грязи. Пролетавшая мимо ворона, скорее всего, подумала, что какой-то чудак в болоте занимается гимнастикой, отжимаясь от капота машины. 
«Ну, нет, если приедет эвакуатор, то я не хочу выглядеть так, словно только что принимал грязевые ванны, причём в одежде» подумал Александр с юмором. На самом же деле, этот манёвр, когда Диана сидела за рулём, немного прояснил ситуацию. Оказалось, что при пересечении брода, джип одним колесом сполз в яму, оставленную, скорее всего, предыдущей застрявшей машиной. Яма держала колесо как в капкане. «Всё не так уж и страшно!» подумал с оптимизмом Александр. В крайнем случае, можно было бы просто поддомкратить машину и подложить под колеса каких-нибудь веток. Имея за плечами 30-летний водительский стаж, Александр решил сначала попробовать другой вариант. Переключая режимы на коробке передач, включая сначала первую, а затем заднюю передачу, он потихоньку раскачивал машину, не давая колесу сильно прокручиваться. Сантиметр за сантиметром машина продвигалась то вперёд, то назад и, наконец, приложив все усилия и окатив себя грязью, выехала на сухой участок дороги на другом берегу переправы. Раздалось такое громогласное русское УРА, что его наверняка услышали все американские лягушки в округе.

 Вот из этого болота мы выехали

 Осмотрев машину и, не обнаружив никаких повреждений, мы поехали дальше. 



К сожалению, радовались мы не долго. Через несколько сотен метров перед нами предстала следующая проблема, на первый взгляд вполне проходимая, поэтому Александр вышел на разведку. Это оказалось второй преградой, о которой предупреждал путеводитель. Заглянув за поворот, Александр схватился за голову руками. Перед ним простиралась вышедшая из берегов река. Отрезок дороги протяжённостью около 100 метров был полностью затоплен. Сандалии были уже мокрыми, поэтому Александр, не боясь воды, пошёл прямо вброд. Вода поднималась всё выше и выше и скоро достигла коленей, а Александр не дошёл ещё даже и до середины водоёма. О пересечении этой водной преграды на нашем джипе не могло быть и речи! Края дороги были огорожены толстым металлическим канатом и, объехать преграду не представлялось возможным. Полчища местных комаров начали свою атаку локализовав лёгкую добычу. Александра вдруг пронзила мысль, что он не очень хорошо знаком с американской фауной и, наверняка в воде могут быть кровососущие пиявки или твари похуже. Он пулей выскочил из воды и, держась за трос, по уходившим из-под ног кочкам, достиг другого берега. Обратно Александр решил идти через мост по железнодорожному полотну. Сверху было видно ещё лучше и стало совсем понятно, что здесь проезда нет. Вернувшись в машину он «обрадовал» Диану, что придётся повернуть обратно, а значит, ещё раз преодолеть болото. 
«Конечно, есть ещё один вариант» пошутил Александр, «можно попытаться переехать через мост по железнодорожным шпалам». Диана такую шутку не поняла. 
«Неееет!» закричала она, «не хватало, чтобы мы попали в сводку американских новостей, под заголовком «Два придурка из Латвии столкнулись с поездом в пустыне»» сказала она. Александр тонко рассчитал, что тем самым, из двух зол придётся выбирать меньшее, а значит, переправа через болото будет выглядеть уже не такой страшной. Тем более что Александр был спокоен и уверен в себе. Пока джип сидел в болоте, а Александр «с бубном» прыгал вокруг него, пытаясь найти выход из сложившегося положения, он успел ногами «прощупать» дно и понял, что если бы не злополучная яма, то таких экстремальных впечатлений не было. Не смотря на это, вернувшись к первой водной преграде, Александр не стал рисковать и, собрав сухие ветки, лежавшие вокруг, быстро сделал временную гать. Благодаря этой конструкции, а также держась подальше от подводной ямы, переправа на другой берег доставила скорее удовольствие, чем стресс. Таким образом, мы потерпели первое поражение, не сумев преодолеть вторую переправу, зато одержали маленькую победу, переправившись через первую водную преграду дважды.  
Опять оказавшись на твёрдой дороге, мы сделали остановку. Нужно было сориентироваться по карте и как-то найти объезд. Наконец-то Александр устроил нам фотосессию. 




 Кстати, я вас ещё не познакомила с моими друзьями. Симпатичный котик, который застенчиво спрятался за моей спиной, это наша Котопалка. Обычно, она сидит у нас на диване и смотрит телевизор. Насмотревшись разных научно-популярных и документальных передач, Котопалка была очень умной и в дороге всегда делилась с нами полезной информацией, рассказывая интересные истории то об одной, то о другой местной достопримечательности.  Мой друг слева позеленел не от первых переживаний, а был такой от природы с самого начала. Он был найден при раскопках. Нет не при раскопках древнего Рима, а при проведении земляных работ на участке, где жили Диана и Александр. 
 «Эта антикварная вещь из 50-ых годов прошлого века, заслуживает лучшего обращения, чем без дела ржаветь в земле» уважительно сказал Александр, вытаскивая чайник из земли. Мы отмыли чайник и взяли с собой в путешествие по Америке, приготовив ему особый сюрприз, о котором я расскажу немного позднее.
После окончания фотосессии, Александр на карте нашёл объезд и повёз нас обратно по скоростной дороге в сторону Лас-Вегаса. Котопалка пыталась, было, подать голос и сказать, что знает другую, короткую дорогу, но, к сожалению, она не была услышана. Примерно через 20 км мы доехали до бензоколонки Shell (35.132940, -116.208717) и свернули на грунтовую Rasor Road. Проехав всего лишь 6 км (3.8 мили) мы остановились на парковке (35.127384, -116.154272), которое с одной стороны окружало каменное возвышение, образовывая как бы бухту в песках. На парковке было видно много мест для костра, а множество автомобильных следов говорило о том, что место пользуется успехов у любителей кемпинга.
Александр решил размять ноги и полез на возвышенность, чтобы осмотреться.


Наверху можно было обозреть пустыню, лежавшую как на ладони.


Ветер и песок, за много десятилетий, изменила структуру камней.  Поверхность была очень шершавая и острая как крупная наждачная бумага. Взбираясь на вершину, Александр едва не поранил руки, когда потерял равновесие и плюхнулся в песок. 



Окаменевший бурундук

Александр предпринял попытку покорить одну из вершин. Подъём был очень крутой и песчаный. Ноги проваливались и сразу сползали вниз, шаги давались с большим трудом. Александр выбился из сил и совсем выдохся уже на первых метрах. Вперёд и вверх пришлось карабкаться на четвереньках, да ещё и зигзагом. Эту технологию передвижения Александр подсмотрел у большого черного жука, который предпринял попытку покорения вершины вместе с ним. 
 

По другую сторону, вдалеке на горизонте, видна скоростная дорога, по которой мы приехали. Белые маленькие точки у подножия горы, это грузовики, движущиеся по скоростной дороге.



Вскоре наш джип опять резво бежал по песчаной дороге и через 2,3 км (1,4 мили), на перекрёстке с Mojave Road, повернули направо.  Практически сразу мы почувствовали, что попали на какую-то особенную дорогу. Хотя бы потому, что покрытие сменилось с песочного, на мелкий гравий, затем гравий побольше, а потом вообще пошли крупные камни и опасные колдобины. В некоторых местах приходилось останавливаться, выходить на дорогу и отбрасывать в сторону каменные валуны. Вскоре камни закончились, и начался песок, но дорога была такой неровной, что скорость редко, когда превышала 20 км в час. Мы очень удивились, когда через какое-то время увидели, в этой бескрайней глуши, заброшенную шахту (35.082089, -116.193875). Массивные ворота были закрыты не менее массивной цепью. Сверху прикреплена предупреждающая табличка с надписью «держаться отсюда подальше», а ещё, что здесь проводит военные учения Air Force и проходят бомбометания. Если честно, то стало как-то совсем не хорошо. Казалось, что в любую минуту налетят истребители и начнут бомбардировку. Тем более что вокруг валялись покорёженные кузова легковых машин. Возможно, останки таких же любопытных путешественников.


Сделав фотку на память, мы поспешили побыстрее оттуда убраться


 Как только отъехали от шахты дорога Мохаве неожиданно «размножилась». Главная дорога исчезла, а вместо этого появились, занесённые песком, еле заметные следы от машин, расходящиеся в разные стороны, словно русло реки, перед тем как впасть в море. Навигатор сказав «разбирайтесь с этим ребусом без меня, ребята», спрятал дорогу и стал показывать зелёное поле.  Мы ему с самого начала не очень доверяли, поэтому контролировали весь маршрут с замечательной навигационной программой Maps.me, которая на протяжении всего путешествия не раз нас выручала. Так было и на этот раз. Александр визуально выбирал присыпанную песком какую-нибудь колею, а Диана, как штурман с компасом, говорила, в верном направлении мы двигаемся или нет. Если стрелка в программе слишком далеко  отходила от маршрута, то приходилось возвращаться назад и выбирать другую едва заметную колею. Из-за постоянного ветра, на горизонте периодически появлялись песчаные вихри, которые, резвясь, быстро заметали все следы. Иногда колёса буксовали в песке, и каждый раз казалось, что машина застрянет намертво, но мотор ревел и мы ехали дальше. Краем глаза Александр смотрел на панель приборов и следил за температурой охлаждения двигателя. К счастью, стрелка индикатора не поднималась, и температура оставалась в норме. Больше чем через час, такого экстремального ралли по бездорожью, появились высокие, в человеческий рост, вкопанные в песок старые деревянные столбы. Александр смело повёл джип напрямик от одного столба к другому, уже не обращая внимания на призрачную дорогу. Где-то далеко Диана увидела грузовик, который пересекал горизонт у подножья гор. Судя по тому, с какой скоростью ехала эта машина, стало понятно, что она едет по хорошему покрытию. Прошло ещё какое-то время, пока мы не наткнулись на русло высохшего ручья и уже по нему выехали на грунтовую дорогу. Мы все с облегчением вздохнули, а Котопалка сказала, что если бы её послушали сразу, то не пришлось бы бегать в пустыне как тушканчики. Именно эту дорогу она имела в виду, когда искали объезд после неудавшегося преодоления водной преграды.

«Вот и славно!» весело сказал Александр, «на обратном пути сможем посмотреть, куда ведёт и эта дорога, а пока мы приехали». 
«И куда же мы приехали?» удивлённо спросила Диана. 
Наша машина стояла перед железнодорожными путями с большой белой трансформаторной будкой.
«Это, конечно же, всё очень красиво, но неужели ты хочешь сказать, что эта трансформаторная будка такая знаменитая, что из-за неё стоило сюда приехать из Латвии?» не унималась Диана.
« А ты просто выйди из машины и оглянись назад» сказал Александр. 

Перед нами, во всей красе, открылся Afton Canyon! (35.043634, -116.283270)




После бескрайних песков, небольшая остановка пришлась очень кстати. Творение рук человеческих, также гармонично вписывалось в пейзаж.   





 Немного отдохнув, мы поехали дальше. При возвращении на намеченный маршрут, немного промахнулись с поворотом и, совершенно случайно, наткнулись на почтовый ящик (35.046982, -116.302403). Александр очень удивился, потому, что в его планы входило посещение одного почтового ящика спрятанного в пустыне, но это должно было произойти приблизительно через сто километров. Про почтовый ящик, который был нами обнаружен, в планах нашей поездки нигде не упоминалось. 
 

В ящике было много открыток, разных наклеек, буклетов с развлекательными предложениями и блокнот с карандашами. Блокнот был довольно новый, поэтому мы написали приветствие одними из первых и поехали дальше.
Дорога сначала была очень твёрдой и пыльной, а затем постепенно стала мягкой с песчаным покрытием. Причём, джип «полз» вперёд с большим трудом и часто буксовал в песке. Удивительно, что продвигаться по дороге было намного труднее, чем в открытых песках пустыни. Александр был готов прервать маршрут в любую минуту и повернуть обратно, если дорога станет совсем непроходимой. Утешало лишь одно, что на этот раз мы ехали вдоль железнодорожных путей. В одном месте, неподалёку, стоял большой трак с рабочими, которые проводили профилактический осмотр железнодорожного полотна.
«В крайнем случае, будем просить вытащить нас» подумал Александр. 
Но мотор ревел, джип, врываясь в песок, ехал всё дальше и дальше по широкому каньону.





Вот уже и рабочие скрылись из вида и,  казалось бы, что помощи ждать не откуда, как вдруг не спеша проехал товарный поезд. «Ну, если сейчас застрянем, то можно будет «тормознуть» машиниста и попроситься на буксир» продолжал просчитывать все пути спасения Александр. Он так сильно увлёкся вождением, выглядывая на песчаной дороге проходимые места, что даже немного проехал парковку, куда, собственно говоря, мы и ехали. А ехали мы в малоизвестное место с названием Spooky Canyon (35.031197, -116.330109) Вход в каньон был совсем незаметным и сливался на фоне отвесных скал.




Переобувшись в горные ботинки и взяв с собой достаточно воды, мы пошли навстречу неизвестному.

Чтобы попасть в каньон, нужно было перейти железнодорожные пути. Диана умудрилась и здесь найти денежку. Монетка достоинством 25 центов аккуратно лежала между шпал. Неужели дух гор решил таким образом откупиться от нас? 





С замиранием сердца мы вошли в каньон, ожидая появления, если не доисторических животных то, как минимум, пещерных львов. Ведь кто-то же дал название каньону Spooky, что в переводе означает «Жуткий».







Медленно продвигаясь вперёд, нам пришлось преодолеть небольшую каменную преграду высотой около двух метров. Здесь впервые мы оценили горные ботинки, которые создавали хорошую сцепку ног даже на гладкой поверхности.

Вначале в узкий проход попадал свет через узкую щель.





Но вскоре мы включили фонарики на смартфонах. Хоть в этом был от них какой-то толк, так как связи в пустыне уже давно не было. При свете фонариков, мы смогли пройти ещё немного, каждый раз с любопытством и страхом заглядывали за новые повороты. Один раз, сверху упал камень размером с грецкий орех. Звук падающего камня Александр услышал задолго его падения. Было немного жутковато слышать, как камень падает вниз, отскакивая от одной стены к другой и беспомощно ожидать его падения в надежде, что он никого не заденет. К счастью, камешек упал рядом. Дух гор явно посылал нам предупреждающие знаки.



 Следующим предупреждающим знаком стала отвесная каменная стена, возникшая за очередным поворотом. Сверху была спущена скалолазная верёвка, оставленная предыдущими путешественниками. Оценив свои возможности, а также поверхность стены, Александр скинув рюкзак с фототехникой, полез наверх. Залезть то он залез, а вот что было делать дальше непонятно. Диана сразу сказала, что дальше она пройти не сможет. Идти вперёд одному было опасно, но Александр всё же прошёл вперёд несколько метров и увидел ещё одну отвесную стену. Вторая стена была ещё более высокой и на ней также были закреп лены верёвки. Эти верёвки уходили вверх в темноту.




Александр не был профессиональным скалолазом, поэтому поблагодарив духа гор за гостеприимство, мы повернули обратно к выходу.
Похоже, что мы хорошо себя вели и в нас сверху запустили только маленьким камешком, а ведь могли же скинуть такой вот колючий кактус.





Александр не был профессиональным скалолазом, поэтому поблагодарив духа гор за гостеприимство, мы повернули обратно к выходу.
Похоже, что мы хорошо себя вели и в нас сверху запустили только маленьким камешком, а ведь могли же скинуть такой вот колючий кактус.






Выход из каньона


На выходе мы составили из камней маленькие столбики-вешки и сфотографировались на память.






Несмотря на жару, нам приятно было выйти из темноты к машине под тёплые лучи ласкового солнца.






В этом месте, дорогой читатель, мне нужно сделать маленькое отступление. Дело в том, что технические особенности видеорегистратора, в целях безопасности, отключают прибор при сильном перегреве. Оставив в кабине машины включённый видеорегистратор, он так сильно нагрелся на солнце, что получил «солнечный удар» и перестал записывать видео. Тем не менее, все лампочки на приборе весело мигали и сбивали с толку, имитируя бесперебойную работу. К сожалению, Александр этого не мог знать и, всю оставшуюся в этот день поездку, старался выгодно расположить на дороге машину в надежде получить хорошую видеозапись. Забегая вперёд замечу, что за всё путешествие у нас был ещё один единственный случай с неудачным опытом использования видеорегистратора, о котором я расскажу немного позднее.
С этого момента, в отчёте сегодняшнего дня будут использованы фотографии и видео с только фотокамеры.

Обратный путь по дороге с зыбучим песком проходил намного проще, тем более что Александр ехал по своей свежей колее проложенной пару часов назад. Достигнув пересечения двух дорог Mojave Rd и Sileas (35.052020, -116.286697) решили ехать по второй и посмотреть, куда эта дорога выведет. После песка, дорожное покрытие Sileas было настолько хорошим, что временами казалось, будто едешь по асфальту. Александр без опасения дал газу и мчался по грунтовой дороге около 100 км в час.  Вскоре Sileas плавно перешла в Basin Rd и вышла на автостраду 15, по которой мы уже проезжали утром. Кстати, Basin Rd заслуживает того, чтобы в следующий раз проехаться по ней. Судя по карте, Basin Rd проходит через горы, которые мы фотографировали и там тоже можно поискать приключений. За считанные минуты мы достигли бензоколонки Shell, заправили полный бак, который к тому времени уже опустел наполовину, и опять поехали по грунтовой дороге Rasor Rd.
На бензоколонке произошёл забавный случай. Пока мы заправлялись, подъехал экскурсионный автобус с китайскими туристами. Выйдя из автобуса стали тыкать в нашу сторону пальцем, затем китайцы собрались в группу и начали робко подходить к нам военным ромбом или римской «свиньёй». Оказалось, что они имеют огромное желание сфотографироваться на фоне нашего грязного джипа, который после грунтовой дороги был ещё и весь в пыли. Конечно, мы не могли отказать дружественному Китаю и любезно разрешили нас поснимать.






Наша четырёхколёсная рабочая «лошадка», словно снова почувствовав простор пустыни, резво бежала вперёд по уже знакомому пути. Вот уже остался позади поворот на Mojave Rd, на который мы свернули сегодня утром. Получив огромный опыт по пересечению песков, Александр уже намного увереннее вёл машину к нашей следующей цели, находившейся в самом центре пустыни Мохаве. Изредка посматривая на карту, мы мчались к таинственному монументу «Мегафону в пустыне» (N 35 00'20" W 116 11' 44"). Мегафон в пустыне Мохаве является одной из таинственных загадок. Никто не знает, откуда он там взялся, кто его там поставил и для чего вообще он там нужен. Александр оптимистично рассчитывал быстро съездить и посмотреть на это чудо возведённое неизвестным архитектором.
Вдруг, неожиданно, мы въехали в самый настоящий оазис!   
 
Совершенно обалдев от такой быстрой смены «декораций», мы на скорости даже проскочили мимо. Затем всё же развернулись, и Александр проехал через центр оазиса, снимая на видеорегистратор самые интересные уголки. Уголки были настолько живописны, что мы даже не смогли удержаться и вышли из машины. Место впечатлило очень! Совсем небольшой участок земли, на котором росли большие деревья, похожие на плакучую иву. Своими огромными кронами, деревья создавали большую тень, где можно было найти прохладу. Где-то, среди деревьев, виднелся полуразрушенный деревянный шалаш напоминавший вигвам. Под самым большим деревом вкопаны стол и скамейки. На краю оазиса Александр нашёл вкопанную в землю табличку, расстрелянную из различного оружия. Рядом валялись пустые гильзы. На табличке было плохо различимо написано, что здесь кто-то когда-то жил и радовался жизни. К сожалению, в наши дни это место сильно загадили туристы, мы не стали терять времени и поехали дальше. Почти сразу за оазисом дорога повернула вправо и, перед нами открылся удивительный ландшафт. Узкая дорога перешла в широченную полосу, которая проходила по маленьким барханам высотой около одного метра. Барханов было так много и они так хорошо просматривались, что нам показалось, будто застыло в песке целое бушующее море. Похожие горки можно увидеть на некоторых искусственно сооружённых автодромах. Ездить по такому препятствию доставляет первое время огромное удовольствие. Вот машина поднялась наверх, а вот она уже едет вниз, и снова вверх и вниз и так далее. Конечно же, здесь не погоняешь на большой скорости, но укачать, как на пароходе может запросто! Только мы продолжили движение, как вдалеке увидели большой внедорожник Chevrolet Tahoe, который ехал нам навстречу и, то исчезал, то появлялся среди барханов. Мы очень обрадовались, увидев машину в песках. Значит не мы одни, выехали в эту ветреную погоду на природу.


Поравнявшись, мы увидели, что в машине сидят две блондинки. Почему-то лица у них были перекошены и имели подозрительно зелёный оттенок. Очевидно, что блондинки уже получили хорошую порцию морской болезни. Судорожно сжимая руль, при каждом появлении машины на вершине бархана, женщина напряжённо вглядывалась вдаль, выискивая  на горизонте, когда же закончится эта качка. Похоже, что нас они совсем не заметили, потому что ответного приветствия не последовало. Александр воспользовался случаем и повел машину по колее оставленную блондинками. Трудно сказать, как долго мы ехали и сколько раз мы ныряли с бархана на бархан, но эта качка стала надоедать и нам. Наконец, барханы исчезли, словно растворились в песках. Следы колёс от машины блондинок исчезли вместе с барханами. Дорога стала ровной, но почему-то стала то и дело пропадать. С левой стороны, вдоль дороги тянулся забор из колючей проволоки. За забором была заповедная зона. Когда дорога пропадала, Александр ориентировался по деревянным заборным столбикам и ехал дальше. Песок становился всё мягче, и ехать вперёд было труднее. Появилась реальная опасность застрять в пустыне. Во многих местах Александр останавливал машину и проходил небольшой отрезок вперёд, чтобы проверить возможность проезда. Ноги быстро погружались по щиколотку, и Александр каждый раз тихо удивлялся, каким образом машина до сих пор ещё не застряла.  Это был один из самых трудных отрезков пути. Ветер замёл дорогу практически полностью. Теоретически можно было повернуть назад, но на практике возможности для разворота не было. С одной стороны тянулся забор, а с другой большие зыбучие холмы. Назад можно было ехать только задним ходом, но только в том случае, если бы машина попала в свою колею. Ничего другого не оставалось, как только пытаться ехать вперёд и надеяться, что под свеженасыпанным песком лежит твёрдая поверхность. В одну из своих очередных вылазок, Александру пришлось пройти пешком около 200 метров. Огибая один из холмов в поисках дороги, Александр остановился как вкопанный. Ни за что не угадаете, что он увидел у небольшого сухого кустика! Нет, не змею! С одной стороны сухостоя самый настоящий золотой песок! Ветер удалил лишнее, обнажив золото, которое сверкало на солнце. Конечно же, Александр подумал, что нашёл клад. На самом деле, слой золотого песка был такой тонкий и хрупкий, что тут же рассыпался и исчез, перемешавшись с песком, как только Александр попытался собрать его в ладошку. Пришлось выбирать, между возможностью добычи золота и остаться в пустыне навсегда или попытаться найти дорогу и выбраться отсюда живыми. К счастью, дорога быстро отыскалась и мы, с разгона преодолели опасный участок. Проехав ещё немного, мы доехали до железной дороги и точки Crucero (35.046839, -116.164987). На карте в этом месте обозначен переезд, на деле же оказалось, что никакого переезда нет, и никогда не было. На другой стороне железнодорожного полотна стоял трак, в котором сидели рабочие. Представилась прекрасная возможность разузнать о возможности пересечения ж/д. Дорожные рабочие смотрели на нас так, словно мы были инопланетянами, прилетевшими с другой планеты. «Привет ребята! Как дела, вы откуда, что тут делаете и как сюда попали?» первыми спросили рабочие с неподдельным удивлением. Для Александра это было слишком много вопросов за один раз, поэтому он ответил коротко и лаконично: «Мы в порядке, приехали из Латвии и ищем пустынный мегафон». От такого ответа рабочие просто офигели! Они знали, где находится Латвия, но никогда не слышали о пустынном мегафоне, хотя давно работают в этом районе.  В этот момент Александр представил себя на месте космических пиратов из фильма «Гостья из будущего», которые гонялись за волшебным мелафоном. Один из работников спросил, «не ваша ли это машина была сегодня утром много миль к югу от этого места?».  Александр подтвердил, что это были они. Рабочие многозначительно переглянулись. Было ясно, что на таких машинах как наша, здесь редко кого увидишь. Включив «дурилку», Александр показал фотографию загадочного мегафона и спросил, что на карте в этом месте показан переезд.



Фотография с сайта http://www.lasvegas360.com/718/desert-megaphone/
Рабочие дружно сказали, что никакого переезда здесь нет и, что единственная возможность переехать на другую сторону была примерно там, где они нас видели сегодня утром. Александр вспомнил, что переезд он там действительно видел, но так далеко возвращаться в его планы не входило. Пожелав рабочим хорошего дня, Александр вернулся в машину.  
К нашему большому сожалению, но от планов найти мегафон в пустыне приходилось отказываться. Более того, предстоял обратный путь по еле заметной опасной песчаной дороге. Утешало лишь одно, если приехали в один конец, то и обратно по своим следам тоже проедем. Так оно и получилось. Обратно до оазиса доехали без остановок, хотя джип преодолевал некоторые участки с большим трудом. Согласно карте до Мохаве роуд оставалось рукой подать, но Александр заметил едва заметную дорогу, поехав по которой можно было бы немного сократить путь. План удался! Правда, сократить сократили, но перед нами вдруг возникла другая проблема. Дорогу поперёк перегородил большой песчаный бархан высотой около 3-4 метров. Бархан возвышался крутой стеной и, даже из машины не было видно, что там было дальше. Чтобы  осмотреться Александр вышел из машины и стал карабкаться на вершину бархана. Диана тоже вышла и тут же категорично заявила, чтобы Александр даже и не думал, переезжать бархан на машине. Забравшись на вершину, Александр увидел, что объехать бархан не представлялось возможным, вокруг лежал свеженанесённый ветром мягкий песок. Зато по другую сторону, прямо из-под  бархана выходила Мохаве роуд и, на которой не было почти ни песчинки. Было бы очень обидно сейчас повернуть обратно, чтобы искать новый объезд. Александру вспомнилась книга А. Волкова «Волшебник Изумрудного города», где главные герои никак не могли преодолеть пустыню, которая не хотела их отпускать и, приходилось возвращаться назад. Так было и здесь, стоя на верху, Александр видел с одной стороны песчаные холмы, в которых постоянно застревала машина, а с другой ровный ландшафт, с твёрдым покрытием.
Ещё карабкаясь по бархану, Александр обратил внимание на то, что ветер очень плотно спрессовал песок. Каких-то 15-20 минут назад мы без особого труда пробирались через мягкие пески. «Во всяком случае, стоит попробовать» подумал Александр. Спустившись вниз, он попросил Диану постоять в сторонке, пока он развернёт машину. Сдав немного назад и взяв разгон, Александр бросился на бархан, как пловец бросается на большую волну, находящую на берег.  Джип быстро потерял скорость, задрожал и….. мотор заглох. Александр завёл двигатель, включил заднюю передачу и плавно съехал вниз по склону. «Да ты с ума сошёл! Ты что на солнце перегрелся?» закричала Диана. Но Александр уже готовился к новому броску. Взяв побольше разбег, джип снова бросился на бархан. На этот раз машина прошла уже по проложенным следам намного дальше, скорость упала только тогда, когда машина наклонилась на 45 градусов. Но тут случилось то, что и должно было случиться. Из-за низкой посадки машина села днищем в песок на край бархана. Открыв дверь, Александр увидел, что передние колёса уже были на плоской вершине бархана, а задние колёса были ещё на склоне. Песок доходил до самого верха дверных порогов. Со стороны выглядело так, словно корабль неподвижно застыл на гребне большой волны. Несмотря на жару, Александр почувствовал, что по его спине пробежал холодок. Стараясь оставаться спокойным, он включил заднюю передачу и очень плавно попробовал сдать назад. Как ни странно, но джип сдвинулся с места и опять медленно сполз вниз с бархана. Мне не было видно, что делает Диана, может быть, уже давно спрятала голову в песок, чтобы не видеть этот бой быка и матадора. Зато у Александра адреналин горячим паром выходил из его ушей. Практически ничего не соображая и предвидя только приближающийся конец схватки, Александр на джипе бросился на бархан в третий раз.  Через несколько секунд, джип, не сбавляя скорости, оказался всеми четырьмя колёсами на вершине песчаного гребня! Гордость от победы так сильно распирала Александра, что он выскочил из машины и стал танцевать, подпрыгивая как папуас, заваливший мамонта. Возможно, при этом он бил себя кулаком в грудь, но этого я уже не видела. Подождав, пока Диана заберётся наверх, Александр сказал, показывая на твёрдую дорогу, открывавшуюся внизу «Теперь ты понимаешь, почему я так упорно хотел преодолеть этот бархан?» Диана ничего не сказала, просто села в машину, мы без каких-либо проблем съехали вниз и продолжили движение по дороге Мохаве.
Примерно через 1 километр мы доехали до Old Government Rd и увидели симпатичные холмы с круглыми камнями (35.118474, -116.111759). В некоторых камнях ветер искусно сделал ровные дырочки






А ещё через два километра мы достигли нашей следующей точки Traveler's Monument  (Памятник Путешественникам 35.130714, -116.095248). 

Живописное нагромождение камней имеет свой секрет и является одним из весёлых отрезков путешествия по дороге Мохаве.
Этот памятник находится на месте огромного высохшего озера. Вода здесь бывает очень редко и только в очень дождливые зимы. Песка совсем нет, а только засохшая глина. В дождливую погоду местность становиться очень скользкой и труднопроходимой. Тем не менее, любители острых ощущений приезжают в это время на своих больших трака 4х4 и «рассекают» по округе устраивая гонки. Высохшие следы от машин видны даже из космоса. По близости нигде нет камней, и все путешественники везут с собой издалека огромные валуны, чтобы увеличить размер памятника.
Наступил момент, когда и нам можно было освободиться от каменного балласта, который всё это время мы возили с собой. Александр достал подобранные ранее камни и заботливо положил их на памятник. 


Теперь можно было прочитать секретную надпись, которую знают только те путешественники, которые посетили это место. Убедительная просьба для последующих путешественников! Держите это сообщение в секрете и не рассказывайте никому о том, что там написано! 


На верхушке каменной кучи есть выемка, в которой находится табличка с секретной надписью и металлическая коробка с разными, «необходимыми» для этого места предметами. В коробке мы обнаружили маленькие упаковки с печеньем, маленькую бутылочку с виски (20 мл), жвачку, а также много полезных мелочей, среди которых был автомобильный освежитель воздуха и даже презерватив. 

Обратите внимания, как изменился окружающий ландшафт. Повсюду видна растрескавшаяся на солнце глина. 


После Traveler's Monument  мы продолжили путь по наезженной и твёрдой дороге. Дорога была настолько ровной, что Александр дал газу и, под песню Lady Gaga - Poker Face помчался со скоростью 150 км в час. Настроение поднялось пропорционально скорости и ритму музыки. Именно в этот момент Александр и Диана дали машине, нашей славной «рабочей лошадке», ласковое имя «Ласточка»! Машина «летела» по высохшему озеру, едва касаясь колёсами земли. Не успела песня закончиться, как Александр вдруг резко нажал на педаль тормоза. Машина пошла юзом, но всё же успела вовремя остановиться на краю небольшой, но широкой канавы пересекавшей равнину. Это было русло высохшего ручья, вполне проходимое на скорости 5 км в час, но на большой скорости можно было запросто «отбросить копыта» или оторвать подвеску автомобиля. Осторожно преодолев эту преграду,  мы спокойно поехали дальше на скорости 30-40 км в час. Так проехали километр, затем другой. Любой водитель поймёт, что разница больше 100 км в час ощущается колоссально! Особенно, когда вокруг нет ни души, ни перекрёстков, ни светофоров и тем более полицейских. Не выдержал и Александр, и вот, мы опять мчимся по прерии, но на этот раз на скорости 130 км в час. Правда, Александр теперь был внимательнее вдвойне, и очень правильно, потому что вскоре опять пришлось пересекать русло высохшей реки, в которой было очень много ям. Так продолжалось несколько раз, пока пейзаж за окном не сменился. Опять появился песок, на котором сначала росли маленькие кустики, а затем их сменили деревья Джошуа (Joshua Tree). Колея дороги стала глубже, и приходилось внимательно следить за тем, чтобы не наскочить на торчащие из песка камни и не повредить днище. Когда мы достигли дороги Kelbaker Rd (35.222532, -115.878809) и выехали на асфальт, Диана громко выдохнула и поблагодарила Бога за то, что мы оттуда выбрались живыми. «Выбрались, да не совсем» сказал Александр и через 12 км опять свернул на грунтовую дорогу Aiken Mine Rd (35.155287, -115.790479). Диану совсем не обрадовал такой поворот событий, но деваться было некуда. Мы опять мчались по бездорожью, оставляя за собой огромное облако пыли и, через 6 км приехали на парковку (35.213727, -115.753057) около Mojave Desert Lava Tube (35.216326, -115.751523).  


Сменив сандалии на горные ботинки, мы вышли на дорогу, обозначенную как начало пути к Lava Tube. Дорога была довольно широкой, но тут и там попадались острые камни. Было видно, что машины здесь не часто проходят. Примерно, через 250 метров мы увидели уходящую вправо тропу отмеченную столбиками и плоскими камнями. На камнях краской были нанесены стрелки, которые явно показывали, что на тропу сворачивать не надо и нужно продолжать идти по дороге. Александр не помнил, как далеко от парковки находится вход в подземелье, поэтому мы спокойно шли дальше, делая фотографии на фоне цветущих кактусов.    






Прошагав примерно километр, и слегка подустав, Александр начал беспокоиться, почему-то заветной цели всё ещё не было видно. Было уже 17 часов и нам хотелось исследовать лавовую трубу засветло. Ещё раз, оценив дорожное покрытие, Александр решил, что раз уж мы по песку проехали, то и на горной дороге не пропадём. Развернувшись, Александр сказал Диане, что быстро пойдёт за машиной, а затем подберёт её на дороге. На обратном пути Александр выискивал острые камни, которые могли быть опасными для колёс, выкорчёвывал их из дороги и отбрасывал в сторону. Расчищая себе, таким образом, дорогу он дошёл до той самой тропинки обозначенной столбиками. Обернувшись назад, Александр вдалеке увидел, что Диана, не спеша тоже идёт обратно. Значит, было немного времени, чтобы разузнать, куда же ведёт эта тропинка. Практически сразу, как только Александр пошёл вперёд, стало ясно, что Lava Tube находится здесь. Похоже, что какой-то шалун повернул камни, намеренно сбивая людей с толку.
Сначала в земле показалось маленькое отверстие, 


а затем большая дыра, и стабильная лестница с поручнями уходящая вниз. 

Александр повернулся в сторону Дианы и начал жестами показывать, что он нашёл, что мы искали. Диана была ещё далеко, и Александр решил первым начать осмотр подземелья. Он успел исследовать несколько метров и опять поднялся по лестнице наверх, чтобы посмотреть, как далеко находиться Диана. Александр высунулся из дыры, как суслик из норки, и то, что он увидел, немного его смутило. К дыре быстро, с очень серьёзным, побледневшим и озабоченным лицом, приближалась Диана. У Александра даже мелькнула мысль, что пока он был внизу, наверху началось новое извержение вулкана, и Диана спешила быстрее успеть спрятаться. Он был недалёк от истины, и Диана с силой урагана гневно обрушилась…. на Александра. Как оказалось, когда Диана шла по дороге, она увидела, что Александр замахал руками, а затем быстро исчез, словно провалился в колодец или шахту. Она быстро побежала на помощь, а в её голове крутились мысли, как слабая женщина будет его вытаскивать, и что возможно, Александр без сознания, если вообще ещё жив, кроме того, она понятия не имела, в какой тьме тараканьей она находиться. Покорно, как провинившийся мальчишка, Александр выслушал всю брань, не смея перечить в ответ. Наконец Диана успокоилась, и мы спустились вниз.


Lava Tube (Лавовая труба) образовалась после извержения вулкана миллионы лет назад. Горячая магма выжгла в мягкой земле отверстие, которое впоследствии, было сформировано и расширено ветром. Спустившись вниз, а затем, пройдя почти на четвереньках пару метров под выступом, вы попадаете внутрь, где высота потолков увеличивается, переходя в зал. 



В солнечные дни, свет попадает в темный зал через отверстия в потолке, придавая подземной пещере загадочную атмосферу. Внутри было очень уютно и немного прохладно. Если бы мы приехали сюда на пару часов раньше, то наверняка увидели бы знаменитый солнечный луч, да и освещение было бы получше. 


На обратном пути мы развернули камни со стрелками в правильном направлении.


День уже заканчивался, а в наши планы входило посещение ещё одного интересного объекта. Изучая достопримечательности пустыни, Александр прочитал, что где-то посреди пустыни установлен Mailbox (почтовый ящик), в котором можно оставить пожелания будущему поколению. Разыскав координаты, оказалось, что почтовый ящик должен находиться совсем недалеко от Lava Tube, всего в 13 километрах. На обратном пути мы свернули на уже знакомую Old Government Rd (Mojave Rd)  (35.172431, -115.778071) и, примерно, через полчаса, по живописной песчаной дороге с глубокой колеёй, 




мы приехали к месту, где развивался американский флаг (35.183912, -115.698787). 




Конечно же, этот почтовый ящик значительно отличался от того, который мы случайно обнаружили утром. Здесь был установлен целый сейф с тяжёлой железной крышкой. 


И чего там только не было! Мы не постеснялись и засняли всё на видео. 

 

Оставив запись в книге с красивым переплётом, и сделав несколько фотографий, мы спешили поскорее выбраться из пустыни ещё до наступления темноты.  


Александр с удовлетворением думал, что все точки (за исключением Мегафона), которые были намечены сегодня, были пройдены. Он и представить себе не мог, что в конце дня «на десерт» у них будет нечто особенное. Это особенное, была дорога, по которой мы ехали. Как уже было сказано выше, колея была очень глубокая и мы ехали как по рельсам. Ширина дороги такая, что помещалась только одна машина. Если бы навстречу двигался такой же джигит, то машины бы просто не смогли разъехаться. Наша Ласточка просто не смогла бы вылезти на обочину, но и сама обочина не смогла бы спасти, так как там была очень мягкая почва. Изредка попадались места разъезда, но шансов встретить в этом месте машину, было мало. Когда песчаная колея выровнялась и, на минутку показалось, что всё осталось позади, неожиданно начались горки, похожие на те, которые мы проехали по пустыне. Разница была лишь в том, что горки попадались абсолютно не равномерно и очень часто с поворотом на подъёме. Поднимаясь на такую горку, машина задирала передок так высоко, что водитель абсолютно не видел, что или кто окажется там наверху. В пустыне горки просматривались далеко вперёд, и можно было просто «наслаждаться» качкой, а здесь, «приземлившись» на передние колёса, оказывалось, что нужно быстро поворачивать руль влево или вправо, потому что дорога резко меняла направление. Александр и Диана дружно кричали и хохотали, когда машина по инерции благополучно оказывалась наверху. Это был невероятный кросс по пересечению местности на внедорожнике, полный как напряжения, так и удовольствия! Вдоволь наскакавшись, как козлики по горкам, мы выехали к высоковольтной линии электропередач. Надо сказать, что после почтового ящика, наша «дурилка», с установленной навигационной программой, перестала принимать спутниковый сигнал. Нам пришлось определять стороны света по заходящему на горизонте солнцу. Двигаясь по грунтовой дороге вдоль высоковольтной линии, непонятно как, но мы каким-то образом оказались на горе. Более того дорога проходила по краю крутого обрыва. Диана сидела, поджав коленки и каждый раз ахала, когда машина проезжала слишком близко к краю. Вдоль дороги попадались новый вид кактусов, какие мы ещё здесь не встречали.


Сверху мы смогли увидеть, где проходит асфальтированная дорога, и Александр уже увереннее повёл машину вниз.   



Неожиданно появился сигнал сателлита, и заработала не только навигация, но и интернет. Вскоре мы выехали на скоростную дорогу Kelbaker Rd. Осмотрев машину и налюбовавшись закатом, мы поехали в сторону города Baker. Голодные и уставшие, мы приехали туда уже в темноте. Александр ещё на форуме читал, что здесь есть замечательное место Carl's Jr. (56335 Mojave Pointe Rd, Baker, CA 92309, часы работы 06:00–23:59, координаты 35.268682, -116.066929), где готовят наивкуснейшие бюргеры. От усталости Диана устроила настоящую истерику по поводу выбора места для ужина, словно за рулём всё это время находилась она, а не Александр. Бюргерная кафешка ни за какие коврижки не рассматривалась. Прокатившись по городу, мы убедились, что здесь были только заведения быстрого питания и ни одного «приличного» ресторана. Стараясь угодить Диане, Александр был даже готов купить продукты в магазине с инопланетянами.





Но Диану ничего не устраивало. Александр никак не мог понять каприз Дианы, ведь хотелось же быстро покушать, а не целый час ждать свой заказ, пока его специально приготовят для нас. В конце концов, Александру хотелось уже сказать: «бери кружку и дои корову сама». В результате,  Диана уступила, и мы всё же приехали в Carl's Jr. «Звёздочку», так мы впоследствии окрестили этот ресторан быстрого питания. Александр заказал себе самый «навороченный» здесь бюргер с названием Диаболо. Диана, с большим трудом, согласилась заказать себе абсолютно «нормальный» бюргер. Когда наш заказ был готов, и мы выбрали себе столик у окна. Надо было видеть лицо Дианы! Пытаясь сохранить строгий и одновременно сердитый и обиженный вид, с каждым укусом горячего бюргера выражение лица у неё менялось кардинально! Причём, нельзя было не заметить завистливые блики, которые она бросала на большой Диаболо, который уплетал Александр. Глаза Дианы явно выдавали вопрос, что если такой вкусный бюргер у неё, то какой же должен быть «навороченный» бюргер у Александра?! В этот поздний час мы были одни в зале. Из другого конца доносилось очень приятное пение девочки, которая работала на кухне. Протирая шкафчики и кухонную утварь, девочка абсолютно никого не стесняясь, громко и хорошо пела песни из мексиканского фольклора. Мы притихли, наслаждаясь сытостью и удачным выбором заведения. При таком подходе к работе, где еду готовят с весёлым пением и хорошим настроением, бюргеры получаются просто великолепными! Растягивая момент, мы даже пару раз наполняли наши литровые стаканы колой. К слову сказать, почти везде в таких заведениях колу можно подливать бесплатно. Только сейчас, расслабившись, Александр и Диана начали понемногу осознавать, где сегодня были и откуда выбрались. Только сейчас здравый рассудок начинал рисовать в воображении ужасный сценарий, что могло бы произойти, если бы что-то пошло не так, как было задумано. Но напряжение отступало, чувствовалась усталость, и становилось ещё приятнее от мыслей, что мы это сделали! Александр и Диана просто влюбились в пустыню! Здесь осталось ещё множество мест, куда можно съездить в следующий раз. Например, в другой части пустыни есть Mitchell Caverns (пещеры Митчелла), Kelso Dunes, Hole-in-the-Wall, Black Canyon и, конечно же, Desert Megaphone. Кроме того, нужно будет обязательно повторить поездку к Почтовому ящику и кросс по горкам.
День прошёл восхитительно, удачно и прекрасно! Но маленькая ложка дёгтя, в этой большой бочке мёда всё же оказалась. Когда приехали назад в апартаменты, и Александр начал освобождать карточки с видеорегистратора переписывая данные на большой диск, оказалось, что почти ничего не записалось. Словно, пустыня Мохаве не хотела делиться своими секретами со всеми. В памяти Александра ещё раз пролетели эпизоды, как они чуть не застряли в песках, как преодолевали огромный бархан, как «летели» на огромной скорости по высохшему озеру и, конечно же, горки!
Первая мысль, которая мелькнула у Александра, что надо срочно менять планы и на следующий же день, по горячим следам, повторить весь маршрут, чтобы он записался на камеру. Но это безумие быстро выветрилось из головы. Хорошо, что записалось, как утром мы застряли на переправе, а то точно пришлось бы ехать ещё раз и специально топить наш джип в болоте. 


Продолжение следует.....





Комментариев нет:

Отправить комментарий